» » Узреть и одолеть
31-03-2015, 11:57   Раздел: Военные технологии   Комментариев: 0  

Узреть и одолеть

Узреть и одолеть
Не столько индусы, тот или иной приходят главными забугорными потребителями бортовых радиолокационных порядков управления (БРЛСУ), разработанных в НИИ приборостроения (НИИП), сколько америкосы жаждали обладать очень полное представление о нашей боевой авионике. Для данной для нас цели в 2008 году на местности США имелись проведены маневры с недвусмысленным заглавием RedFlag («Красноватый флаг»). В итоге учебных битв русской разработки индийский Су-30МКИ с РЛС «Барс» затмил и тяжкий южноамериканский истребитель F-15, и более массовый свободный истребитель F-16. На учениях Garuda IV против Су-30МКИ выставили теснее европейцев Mirage 2000 и Rafale F3. Итог таковой же полное преимущество и в ближнем, и в далеком воздушном бою. После этого у экспертного общества в области авионики появился резонный вопросец: зачем элементная основание у российских дурнее, а вот готовая продукция бортовые РЛС раздобывается превосходнее западных?

Вправду, феномен За ответом корреспондент «НВО» отправился в подмосковный Жуковский столицу отечественной боевой авиации.

ИСТОКИ

Никакого секрета! влиятельно заявили в НИИП. Еще генеральный конструктор Виктор Константинович Гришин (управляющий НИИП с 1973 по 1978 грам. «НВО».) в шуточку разговаривал: наше превосходство перед возможными соперниками в том, что у нас на испытательных полигонах не водилось теплых туалетов.

Это в каком же смысле?..

В том, что для нас быт ничего не означал, мы старались не за прибыль, не за средства и не за удобство, мы имелись патриотами и энтузиастами, и ежели необходимо водилось, функционировали по 30 часов в день, а у их все по расписанию Мы же себя для подевала никогда не сожалели. Эким был и основоположник нашей конторы Виктор Васильевич Тихомиров.

Приметная компонент. Иногда в 1953 году Тихомирова избрали членом-корреспондентом Академии СССР по Отделению технических наук (радиотехника, электроника, автоматика и телемеханика), он теснее был три раза лауреатом Сталинской премии, за его плечами водилась целая научно-техно школа, тот или другой позже назовут «Созвездие Тихомирова», а вот ученых ступеней Виктор Васильевич на тот причина периода не обладал никаких не успел оформить. И лишь в 1966 году ВАК СССР поправила эту административную нелепость: за выдающиеся научные заслуги три раза лауреату и кавалеру 2-ух орденов Ленина членкору Тихомирову водилась присвоена к тому же ступень доктора технических наук.

Заслуги того быть достойным. Главную Сталинскую премию Тихомиров заработал за РЛС «Редут-40», тот или другой приняли на вооружение еще до войны. Вторую за главную русскую бортовую РЛС «Гнейс-2», заработавшую крещение в Сталинградской битве. Радар определили на фронтовом бомбардировщике Пе-2, и Тихомиров сам апробировал его в боевой обстановке летал в качестве оператора. Ну а 3-я Сталинская премия водилась приобретена теснее в 1953 году за высокоточный самолетный дальномер. В те же годы начались занятия и над БРЛС «Изумруд» для МиГрам-17, в ходе тот или другой и сложился именитый тихомировский коллектив, тот или иной настоящее носит имя свойского отца-основоположника.

Генеральная задачка, тот или другой в 1955 году поставили перед сделанным филиалом НИИ-17 (нынче НИИ приборостроения), водилась сформулирована последующим образом: разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. Но пришли иные поры, во главе партии и страны встал Никита Хрущев, тот или иной был свято убежден, словно ракетное орудие решает полностью все, и Виктора Тихомирова сообща с товарищами с небес спустили на богопротивную мир творить ЗРК средней дальности для ПВО Сухопутных войск.

НА ЗЕМЛЕ, В НЕБЕСАХ И НА МОРЕ

Кроме шифра главному зенитному ракетному комплексу НИИ приборостроения водилось присвоено также имя собственное «Куб». Ну а так как использовать его собирались для прикрытия от воздушного соперника главной ударной массы Русской армии танковых дивизий, комплекс смонтировали на гусеничном ходу. При всем этом на один-одинешенек самоходном транспортном средстве в первый раз был совмещены как обзорная РЛС, так и РЛС наведения.

На общие муниципальные тесты ЗРК «Куб» предполагалось вывести теснее во 2-м квартале 1961 года. Но не многие, что предначертала партия, водилось осуществимо в директивно определенные сроки неизведанное непредсказуемо, тем паче иногда идет речь о комплексе технических заключений, опережающих близкое пора. В совместном, график летел в тартарары, руководители отрасли на все про все доставляли лишь год, а Тихомиров на коллегии Минрадиопрома твердо стоял на свойском: для доведения «Куба» до боеспособного состояния будет нужно не год, а два. И этакое собственное мировоззрение быть достойным Виктору Васильевичу должности управляющего компании.

Сам «Куб» тоже висел на волоске. Предмет могли прикрыть теснее сквозь год, если б во пора показа боевой техники на авиабазе в Кубинке «кубовские» самоходные агрегата с макетами ракет в естественную величину не попались на глаза Никите Хрущеву. В совместном, фавориту партии чрезвычайно понравилось, как все вертится, а то, что это по сути еще полуфабрикат, ему пояснять не замерзли. В итоге программа «Куб» нежданно приобрела высший степень приоритетности, и в 1964 году, как и планировал Тихомиров, состоялся основной удачный запуск мишень разлетелась на ломти.

В 1967 году ЗРК «Куб» был принят на вооружение. За его разработку и серийное освоение почти все сотрудники НИИ приборостроения заработали госнаграды, а более отличившиеся замерзли лауреатами Ленинской и Гос премий. И лишь Виктор Васильевич Тихомиров, хоть и остался в святцах генеральным конструктором комплекса, не попал в перечни награжденных либо отмеченных.

Тем порой сделанный по его идеологии ЗРК «Куб», приобретший в экспортном варианте название «Квадрат», начал триумфальное шествие по миру. А звездный час тихомировского детища пробил в 1973 году во пора арабо-израильской войны Судного дня, иногда египетские зенитчики, израсходовав 95 ракет, сняли 64 самолета соперника. Итог был так впечатляющим, что за «Квадратами» в буквальном смысле выстроилась очередь 27 государств.

Комплекс и настоящее, потом 7 модернизаций, все еще быть достойным на вооружении почти всех армий. На его неописуемое боевое долголетие воздействовал и тот факт, что конкретно югославским «Квадратом» в 1999 году был снят F-117 «Стелс». И ежели суперсовременный самолет, объявленный американцами невидимкой, оказался по зубам комплексу тридцатипятилетней давности, то что сказать о ЗРК «Бук» и его наиболее идущих в ногу со временем улучшениях? К примеру, «Бук-М2», в состав боевых средств тот или иной вошли РЛС с ФАР (фазированными антенными сетками), может в отличие от одноцелевого «Куба» и шестицелевого «Бука» вместе с тем обстреливать теснее 24 цели.

Кстати, название «Бук» возникло за дружеским столом, иногда коллектив отмечал еще одно трудовое достижение. Особо мудрствовать не замерзли: нетрудно перевернули слово «Куб» напротив.

10 лет, пока НИИ приборостроения занимался радиолокацией только для мобильных зенитно-ракетных комплексов, авионика покинула далековато вперед. Как, это стало понятно потом того, иногда в сентябре 1976 года предатель Беленко угнал в Японию МиГрам-25. Америкосы разобрали его по винтику и сделали общественное заявление: планер выше всяческих хвал, а вот по доли электроники российские «отстали от нас навсегда».

В этаком заблуждении западный авиационный мир присутствовал вплоть до 1991 года, пока на следующем Международном авиасалоне в Ле-Бурже не свершилась презентация МиГрам-31, под носовым обтекателем тот или иной, к наигромаднейшему удивлению профессионалов, нашлась ФАР с электронным управлением проблеском так огласить, «выступающая часть» более неповторимой по близким чертам порядка управления вооружением (СУВ) «Заслон». Ничего схожего в мировой истребительной авиации даже недалеко еще не водилось.

И так как фаворитные западные истребители имелись на тот причина обустроены РЛС с щелевыми антенными сетками с мех-ским сканированием, стало светло, что тягаться с «тридцать первым» на одинаковых они не в состоянии. Потому, как главные МиГрам-31 возникли на Далеком Востоке, жители страны восходящего солнца и америкосы, высчитав безопасное расстояние, дальновидно отодвинули свойскую авиацию от наших границ. Меж иным МиГрам-31, оснащенный СУВ «Заслон», разработанной в НИИ приборостроения, до этого времени квитается наилучшим в свойском классе. В 2013 году опытнейшему эталону ФАР РЛС «Заслон» экспертный совет Политехнического музея присвоил статус «Монумент науки и техники Отечества».

Имелись и иные прорывные занятия. Особенная гордость коллектива НИИ приборостроения радиолокационная порядок управления (РЛСУ) «Барс», благодаря тот или другой Су-27 из «чистого» перехватчика перевоплотился в функциональный истребитель Су-30МКИ. Сначала Су-30МКИ шел только на экспорт (лишь в Индию водилось поставлено наиболее 200 самолето-комплектов), но позже, как так в НИИП, наше Минобороны «одумалось и поправило историческую ошибку» заказало и закупает в великом численности самолеты Су-30СМтр с РЛСУ «Барс-Р» для ВВС Рф.

А вот РЛСУ «Ирбис-Э» для истребителя Су-35 НИИП, ОКБ Бездушного и Муниципальный Рязанский приборный завод вскладчину сооружали на родные кровные. Вначале Су-35 предполагался для экспортных поставок и не был включен в гособоронзаказ, но на МАКС-2009 нежданно для самих разрабов военное ведомство заключило договор на поставку основных 48 самолетов Су-35С с РЛСУ «Ирбис» в русском варианте. Как знаменито, в планах МО грызть намерение закупить еще порядка 60 этаких же машин.

А ежели заглянуть в перспектива? К примеру, америкосы не проходили стадию разработки пассивных ФАР, а немедленно перебежали на конструктивные ФАР (АФАР). Но, как утверждает заместитель генерального начальника НИИП по науке доктор технических наук Анатолий Синани, сама по для себя АФАР не панацея: «Генеральное это электронное управление проблеском, а на чем мастерить, решит разраб. Так как родные плюсы грызть и в АФАР и в ФАР, каждый разов нужно избирать адекватную концепцию». Для образца: РЛСУ «Ирбис» с пассивной ФАР располагает значительно великую дальность обнаружения, чем все будущие и разрабатываемые БРЛС с АФАР.

Радиолокационный комплекс для ПАК ФА решили мастерить с конструктивными фазированными антенными сетками в X- и L-спектрах. Как отметил гендиректор НИИП Юрий Белоснежный, радиоэлектронная порядок истребителя 5-ого поколения в свойском составе будет обладать немножко АФАР, разнесенных по поверхности самолета, тот или иной в итоге образуют так давать имя «умную обшивку». По другому разговаривая, это будет вроде бы «всевидящий» самолет. При всем этом в НИИП не колеблются, что ПАК ФА с АФАР по линии черт затмит и F-22 и F-35.

Добившись существенных результатов в авиационной и наземной радиолокации, тихомировцы направили близкое интерес на гидролокацию. В нынешнее время НИИП издаёт мобильные компактные гидроакустические комплексы серии «Неман», тот или иной с фуррором действуют в подразделениях ЛУКОЙЛа, «Газпрома» и «РусГидро» и т.д. Поработали «Неманы» и на историю к примеру, с их подмогой в рамках экспедиции «Поклон кораблям Большой Победы» имелись обнаружены 10-ки погибших судов периодов Основной мировой и Большой Отечественной войн. В активе «Немана» и уникальнейшая находка ругательный парусный линкор русского правительского флота «Лефорт», потерпевший крушение еще в 1857 году.

Отыщут использование гидролокаторы из Жуковского и в ВМФ. Не так давно «Неман» удачно вынес муниципальные общие тесты с советом о принятии на снабжение Минобороны. Предполагается, что они будут употребляться для борьбы с подводными диверсантами, а также для поиска подводных объектов и донных мин как на надводных кораблях, так и в подводных аппаратах.

КОНВЕРСИЯ И ВЫГОДА

В так давать имя эру смен НИИ приборостроения, как и большая часть компаний ОПК, остался без гособоронзаказа. Имелись случаи, иногда сотрудники по три месяца не приобретали зарплату. Выжили в генеральном за счет экспорта в главную очередь благодаря БРЛС «Барс» и ЗРК «Квадрат».

Пробовали перейти и на создание продуктов народного употребления. До кастрюль процесс не дошло, но имелись пробы издавать электросчетчики, массажные комплексы, электрошокеры и прочее. Все-таки погоды этакое создание не сооружало и душу не согревало, а генеральное не приносило прибыли. Так пришло понимание, что заниматься нужно все-таки профильным тяжбой.

«Разумная конверсия» принесла родные плоды, иногда в НИИП возникло отделение, главной продукцией тот или иной замерзли автоматические порядка управления (АСУ) для метрополитена и электропоездов РЖД. К примеру, АСУ серии «Витязь», разработанные в институте, эксплуатируются настоящее в Столичном, Казанском и Нижегородском метрополитенах, а также в Софийском и Бакинском метро. А дословно не так давно, в январе, на Кольцевой полосы Столичного метрополитена прошло тестирование разработанной в Жуковском порядка автоматического ведения состава, тот или другой дозволяет поезду двигаться в автоматическом режиме на перегоне и останавливаться на станции с точностью практически ювелирной до 30 сантим.. На самом деле подевала, машинисту остается лишь вывести состав из депо, а также покрывать и раскрывать двери.

И вот что примечательно. Исполненье заказов для метрополитена и РЖД оказалось выгоднее, чем госооборонзаказ, тот или иной отвлекает веское численность сил и средств, но не сулит таковой уж великой рентабельности около 58%. «Гражданка» же доставляет рентабельность в дважды главным образом. Как говорится, почувствуйте разницу!

А средства институту необходимы. Чтоб завлекать молодежь, чтоб сделать доблестные обстоятельства для классных профессионалов с превосходным образованием, тот или иной по сегодняшним порам стоимость для себя знают. Потому, ежели в 2001 году средняя зарплата по институту чуть превосходила 4 тыс. руб., то сейчас 49 тыс., что в среднем выше, чем по отрасли, ну и по Подмосковью тоже. Но чтоб и в соглашениях рецессии удерживать зарплаты на солидном ватерпасе, главная продукция НИИ приборостроения радиолокационные станции для боевых авиационных комплексов и ЗРК обязана воспользоваться спросом, иметься конкурентоспособной, в том числе и на наружном базаре.

И, конечно, превышать авионику вероятного соперника. Логика тут элементарная: «Узреть ранее следовательно одолеть!) В протяжении 60 лет коллектив НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова с таковой задачей полностью справляется. Необыкновенно впечатляют результаты служб бранного десятилетия: «Барс» для Су-30МКИ, Су-30МКМтр, Су-30МКА, Су-30СМтр, «Меч» для Су-30МК2, Су-27СМтр, «Заслон-АМ» для МиГрам-31БМтр, «Ирбис» для Су-35С. Примечательно, что на теперешний на днях 70% истребителей, тот или иной заказываются русскими ВВС, и те, тот или иной идут по полосы ВТС на экспорт, обустроены радиолокационной аппаратурой, разработанной в НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова. А спереди еще ПАК ФА и ПАК ДА.
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь
Опубликовал admin   Прочитано (раз): 869   |   Оставлено комментариев: 0
Другие статьи и новости по теме:
[vk][/vk] [odnoklassniki][/odnoklassniki] [facebook][/facebook] [mailru][/mailru] [yandex][/yandex] [google][/google]
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930